Написати нам  -  Розмістити статтю  -  Телеграм  -  Facebook  -  YouTube.новини  -  На головну 


   

В Киеве презентовали карту смерти


В Киеве презентовали карту смертиИздательство "Картография" выпустила карту "Украина. Голодомор 1932-1933". Эта необычная карта Украины больше похожа на карту кладбища. На огромный могильник, где, куда не глянь кресты, кресты, кресты... Их тысячи и все они обозначают одно – смерть от голода. Чем больше таких крестов в области, тем страшнее здесь в 1932-1933 годах был Голодомор. Директор Государственного научно-производственного предприятия "Картография" Ростислав Сусса прав: можно на десятках и сотнях страниц расписать все ужасы геноцида, а можно их показать с помощью всего одной карты, и для многих это будет сильнее любых слов и доказательств. Именно поэтому издательство и решилось на выпуск уникальной карты "Украина. Голодомор 1932-1933" которую вчера, 30 июня, презентовали в Киеве.

"В 2006 году в Ереване наша украинская делегация познакомилась с мемориалом памяти жертв геноцида Армении начала XX столетия. Там раздавали небольшие буклеты, где была размещена карта геноцида армян. Тогда впервые и появилась идея, что нам в Украине тоже надо создать что-то аналогичное. – Говорит Ростислав Сусса. - Эта идея материализовалась во время подготовки к изданию Национального атласа Украины. Именно в блоке истории была посвящена небольшая карта коллективизации и голодомора. Чувствовалась нехватка статистической информации. В итоге после выхода атласа редакционная служба предприятия внесла в тематический план на 2009-2010 года создание этой карты".

Однако нехватка информации сказалась и на этой карте. На ней нет цифр, рассказывающих о том, сколько в том или ином населенном пункте погибло людей – об этом неизвестно до сих пор. По разным данным от голода в 1932-1933 годах погибло от 3-х до 7-ми, а то и 8-ми миллионов человек. Неизвестные цифры картографы заменили крестами. Больше всего их в Киевской, Харьковской, Винницкой, Черниговской и Одесской областях. Чем больше таких крестов, тем больше в этом районе мемориалов, памятников и памятных знаков, установленных в память о погибших, а значит больше жертв.

Есть среди условных обозначений и "черные доски" - наказание за невыполнение плана сдачи продовольствия. Занесение на такие доски колхозов, сел и целых районов означало их полную изоляцию, изъятие всего продовольствия, запрет на ввоз каких-либо товаров и другие жестокие репрессии, которые были равнозначны смертному приговору тысячам людей.

"Самая высокая смертность от голода была зафиксирована весной 33-го года, и достигла своего апогея в июне этого же года. – Рассказал на презентации глава Украинского института национальной памяти Игорь Юхновский. - Только за 1933 год по данным Национальной академии наук от голода погибло 1 миллион 200 тысяч человек, а за май 800 тысяч. А за те месяцы, которые и с одной и с другой стороны приближаются к июню 33-го, умерло 3 миллиона 200 тысяч человек. Это был геноцид".

Дополнением к основной карте служат еще две: "Крестьянские беспорядки" и "Смертность от голодомора (1932-1933)". На последней картографы обозначили движение переселенцев из России и Беларуси в вымершие местности. Так из Белорусской ССР в Одесскую область был отправлен 61 эшелон, а из Ивановской области СССР в Донецкую область – 44 эшелона. Всего 329 эшелонов или 117,1 тыс. человек. Новых людей, новых семей, которые должны были вернуть к жизни целые села.

На обороте карты размещены фотографии и материалы о причинах и механизмах геноцида. На черно-белых снимках - погибшие от голода на улицах Харькова, мешки с зерном, отобранные у крестьян, и охранники конфискованного хлеба. На цветных фото — мемориалы, установленные уже в годы независимости.

Тираж карты "Украина. Голодомор 1932-1933" небольшой — всего 3 тысячи экземпляров. На большее у "Картографии" нет денег. В издательстве надеются, что государство обратит внимание на их новую работу и карту удастся переиздать.
Читайте та обговорюйте, та приєднуйтесь КИЇВ до нашого соціуму - Telegram або Facebook
Ще новини

Ринок нерухомості київського передмістя переживає етап фундаментальної трансформації. Якщо ще п'ять років тому основним критерієм вибору була відстань до столичного метро, то сьогодні, аналізуючи перспективні новобудови Бучі для власного проживання, інвестори ставлять на перше місце автономність, безпеку та якість життєвого середовища. Місто-герой перетворюється з класичного «спального сателіта» на самодостатній урбаністичний кластер, де девелопери змагаються не ціною квадратного метра, а концепціями інфраструктурного наповнення.






На початок